Время чтения:9 мин., 18 сек.

Потребности человека – это то, без чего невозможна полноценная жизнь. В психологической науке их делят на несколько категорий в соответствии с характером влияния на физическое и психологическое состояние индивидуума. Определённое время человек в силах пренебрегать теми или иными нуждами, подменять их ложными ориентациями. Однако со временем ощущение неполноценности только возрастёт.

Удовлетворение потребностей помогает не только поддерживать здоровье организма, но и развиваться в духовном, профессиональном, социальном плане. На каждом возрастном этапе закономерно преобладают конкретные нужды. Соответствующий опыт по степени их удовлетворения напрямую определяет качество и уровень всей последующей жизни, состояние души и тела, ресурсы психологического здоровья и даже характер.

потребности человека

Что такое потребности

По своей сути – это один из мотивов деятельности. Они стимулируют человека учиться, созидать, играть, взаимодействовать с социумом, активно познавать окружающую среду и проявлять инициативность.

Это не желание, а нужда в чём-либо. Они помогают поддерживать нормальный уровень жизнедеятельности, и способствуют всестороннему личностному развитию. Есть несколько признаков, которые помогут отличить потребность от желания:

1. Влияет на самочувствие и настроение.

Из-за их неудовлетворения чувствуется моральная подавленность, физическая слабость и усталость. Дискомфорт со временем только возрастает, часто появляется раздражительность или апатия.

2. Заставляет концентрироваться на тех объектах, средствах и инструментах, которые подходят для её удовлетворения.

3. Человеку сложно заниматься второстепенной по значимости деятельностью, пока не удовлетворены базовые потребности.

Заметно снижаются познавательные ресурсы, любая активность даётся с трудом, требуется больше отдыха для восстановления сил.

Потребности не равны между собой по значимости.

удовлетворение потребностей
Потребность в еде

С точки зрения психологии

Наука утверждает, что процесс удовлетворения потребности есть истинная целенаправленная деятельность. В этот момент все ресурсы человека мобилизуются и сосредотачиваются на конкретной задаче. Сначала определяется чёткая цель, затем начинается поиск средств для её достижения, после чего предпринимаются собственно действия.

В психологической практике давно установлена взаимосвязь между телом и сознанием. Если одна из составляющих человеческой жизни испытывает определённый дефицит, закономерно страдает и вторая.

Поэтому учёные убеждены – душевное равновесие и физическое самочувствие напрямую зависят от того, умеет ли индивидуум удовлетворять все свои фундаментальные потребности своевременно, должным образом и в полном объёме.

Психологи обращают внимание на несколько интересных особенностей, связанных с естественными нуждами любого человека, независимо от его пола, вероисповедания, жизненных ценностей и установок.

Особенности

1. Потребность может осознаваться или нет.

Если она понятна, личность в состоянии удовлетворить её самостоятельно. Но если человек не понимает, чего не хватает ему для полного счастья, он живёт в постоянном напряжении, распространяющегося как на физическое, так и психологическое самочувствие.

2. В момент, когда приходит понимание, чего хочется на самом деле (процесс опредмечивания), рождается мотив, движущая сила.

Понять эту систему можно на простом примере. Женщина ставит перед собой цель похудеть. Она планирует своё питание, график посещения спортзала. То есть подбирает соответствующие методы и предпринимает конкретные действия. Мотив всей разворачивающейся деятельности – вызывать восхищённые взгляды у представителей противоположного пола. Ведь это подарит чувство востребованности, которое, по сути, и является естественной потребностью человека.

3. Чем дольше потребность остаётся неудовлетворённой, тем больше ухудшается настроение.

Сильное раздражение всегда указывает на то, что человеку не хватает чего-то важного. При этом, чем сильнее эмоция, тем острее потребность. Чтобы осознать её, достаточно провести несложный самоанализ и расставить приоритеты на данный момент времени. Чего конкретно не хватает: жажда или голод, интимная близость, общественное признание или внимание конкретного человека.

4. Бывает и так, что в определённый момент времени одинаково важны становятся сразу несколько потребностей.

В таких случаях специалисты рекомендуют найти способ удовлетворить каждую из них последовательно, но незамедлительно. А не отдавать предпочтение одной нужде в ущерб для другой, откладывать последнюю на неопределённое количество времени.

В психологической практике известны случаи, когда человек, несмотря на все усилия, попросту не может расставить приоритеты в очерёдности удовлетворения своих потребностей. Они кажутся идентично равнозначными, и индивидуум тянет лишнее время. Такие ситуации называются внутренним конфликтом, разрешить которые в силах помочь квалифицированный специалист.

Потребность в воздухе, дыхании.

Какие потребности есть у человека. Виды

В широком, самом распространённом понимании существует всего два вида потребностей – те, с которыми человек рождается, и приобретаемые при жизни, в процессе роста и развития личности.

Первые так и называются – врождённые. Они как бы внедрены в жизнь самой природой. Без них попросту невозможно не просто комфортно, а в принципе существовать. Приобретённые обусловлены жизнью в обществе.

Основные потребности

Первые по значимости – физиологические. Это те виды потребностей, которые связанны с физическим самочувствием. От него зависит функционирование всего организма, внутренних органов и систем:

Сюда же можно отнести потребность в продолжении рода, собственном жилище.

Есть ещё и экзистенциальные нужды, которые так же относятся к основным видам:

  1. стремление к пребыванию в комфортных условиях жизни;
  2. общение и труд;
  3. социальная и правовая безопасность;
  4. гарантированная защита от сторонних угроз и посягательств на личное пространство, имущество;
  5. наличие общественно значимой или профессиональной занятости и т.д.

Значимость базовых интересов, их иерархия может меняться с возрастом.

Потребность в чистой воде

Биологические или физиологические

Они заложены на генетическом уровне, но не выражаются в примитивных «еда», «вода» и т.д. Не менее важно и качество, способы удовлетворения этих нужд:

  • еда должна быть безопасной и вкусной, вода – чистой;
  • экологическая обстановка – достойной;
  • жизнь и жилище – защищены от внешних угроз;
  • потенциальный сексуальный партнёр – приятен и привлекателен и т.д.

Эти нужды люди испытывали с первобытных времён, и по сегодняшний день их значимость не изменилась. Появились только более комфортные условия для их удовлетворения, специальные средства и новые способы.

Второстепенные потребности

Вторичные появляются только с возрастом, опытом. В этой группе:

  • Духовные.

Желание узнать больше об окружающем мире, смысле бытия и собственного предназначения, истине мироздания. Стремление достичь гармонии с собой и миром.

  • Социальные.

Желание любить и быть любимыми, обзавестись преданными друзьями, регулярно взаимодействовать с новыми людьми, ощущать себя частью социума в целом и отдельной группы в частности.

  • Престижные.

Нужда в признании обществом достигнутых успехов, уважении, безусловном принятии.

Второстепенные потребности важны для каждого конкретного индивидуума в своей степени и во многом зависят от типа темперамента, особенностей характера, принципов и установок, прошлого опыта.

Потребность
Потребность в безопасности

Духовные

Могут меняться в течение жизни. У каждого они свои.

1. Знания.

Многие люди чётко понимают, что для достижения желаемого статуса в обществе необходимо постоянно учиться. Нужно расширять и углублять уже освоенные когда-то компетенции, а также знакомиться с новыми, идти в ногу со временем и прогрессом.

2. Самосовершенствование.

Это мотивирует отказаться от вредных привычек, следовать правилам правильного питания, заниматься спортом, избегать общения с токсичными людьми. Человек размышляет, каким бы хотел видеть себя в ближайшем будущем и предпринимает соответствующие действия.

3. Любовь, дружба.

Большинство людей не выносят долгого одиночества. Каждое живое существо нуждается в паре, близком человеке, заботе с его стороны. Стабильные отношения с противоположном полом и здоровый, гармоничный, счастливый союз – масштабная цель многих, готовых тратить на её достижение десятилетия.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. Для кого-то прослушивание любимой музыки – способ релаксации. Кто-то рефлексирует, сидя на берегу реки с удочкой в руке. Одни обретают душевную гармонию, провожая закат. Другие удовлетворяют потребность в умиротворении и составляют планы на будущее во время занятий творчеством или игры на гитаре. Многие осознанно практикуют всевозможные техники, чтобы лучше понять себя и свой внутренний мир.

потребность в общении

Социальные

Общественные потребности появляются уже с ранних лет жизни. И с возрастом их значимость только возрастает – социально и экономически значимая активность, поиск своего призвания, общение с коллективами других людей.

Примеры:

  • Самоидентификация.

Любой человек воспринимает себя как часть всего общества и в качестве отдельной единицы с определённым набором личностных качеств, талантов и способностей.

  • Самоутверждение.

Каждая личность стремится к тому, чтобы быть довольной собой, завоевать признание общества, ощущать свою значимость и получать положительную оценку со стороны.

Желание помогать другим, быть надёжной опорой и поддержкой, развитая эмпатия, готовность пожертвовать личным комфортом на благо близкого.

Все виды потребностей связаны, это прослеживается в любой деятельности.

Индивидуальные и общественные

Разница кроется в самом названии. Индивидуальные присущи отдельно взятому индивидууму. Общественные – более специфичны и характерны для социальной группы с определёнными особенностями. Например, для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных условиях для комфортного передвижения. Члены общества делают общую среду доступной для любых категорий граждан.

Мнимые потребности

Мнимыми называют те стремления, которые нацелены на удовлетворение определённых зависимостей. Сюда относятся:

  1. вредные привычки,
  2. всевозможные мании,
  3. деструктивные модели поведения.

Достижение желаемого не улучает качество жизни, не способствует личностному или духовному росту, профессиональной самореализации и саморазвитию. Ложные стремления не заложены природой. Они развиваются в соответствии с негативными условиями жизни, появляются вследствие педагогической запущенности, неполноценного воспитания и по ряду других причин.

Классификации потребностей

Многие учёные выдвигали авторскую классификацию видов человеческих потребностей. Изучать их природу начали ещё до нашей эры. С тех пор теории дополнялись, видоизменялись и совершенствовались по мере развития психологической дисциплины.  

Теории учёных

Философ Эпикур, например, ещё в 3 веке до н.э. делил их на 3 вида:

  1. естественные необходимые — еда, вода, одежда и т.д.;
  2. естественные не необходимые — удовлетворение в сексуальном плане;
  3. неестественные — развлечения, богатство, власть.

Психоаналитик Э. Фромм выделял другие группы. В каждой из них потребности узконаправленные.

  1. Любовь, дружба.
  2. Самоутверждение.
  3. Социальная принадлежность.
  4. Творчество.
  5. Познание окружающего мира.

Одна из самых распространённых теорий принадлежит небезызвестному Абрахаму Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу

Теория выглядит как пятиуровневая пирамида человеческих стремлений, этажи в которой в свою очередь знаменуют группы первичных и вторичных нужд. К базовым, подлежащим скорейшему удовлетворению относят:

  • физиологические,
  • стремление к безопасности,
  • уверенность в благополучии собственного будущего
  • возможность строить планы и не беспокоиться о способах их реализации, внезапных преградах на пути.
виды потребностей
Пирамида Маслоу

В числе вторичных потребность в общении, в рамках которой:

  • социальная принадлежность, причастность к общественным группам;
  • авторитет, признание обществом;
  • самовыражение.

Главная мысль учёного заключается в том, что стремления высших уровней возникают и могут быть удовлетворены в полной мере только при закрытии низших, простых нужд. При этом учёный допускал, что отдельные индивидуумы могут откланяться от иерархии в силу значимости отдельных интересов.

Формирование потребностей человека

Базовые стремления – врождённые. Они заложены на генетическом уровне и являются обязательным условием существования, сопровождая человека до самой смерти. Первичным нуждам нельзя давать какую-то оценку, запрещать или удовлетворять насильственным способом. Осуждения удостаиваются только способы, инструменты достижения целей.

С рождением появляются и первичные духовные потребности. С первых дней младенец нуждается в любви близких людей, благоприятном социальном микроклимате. Это обязательные условия для его нормального и всестороннего психического развития. На каждом конкретном возрастном этапе у здоровой личности превалируют определённые стремления.

Младенчество

Все физиологические потребности малыша удовлетворяют взрослые. С первых дней жизни возникает нужда в регулярном, положительно окрашенном социальном взаимодействии. Малыш начинает идентифицировать близких людей, ощущать себя в безопасности рядом с ними, что крайне важно для нормального развития в этом возрасте.

экономические потребности

Раннее детство

Примерно в возрасте 3 лет ребёнок начинает понимать, что для удовлетворения желаний нужны определённые предметы. Дети начинают остро реагировать на отказ купить им игрушки, дать на перекус любимые сладости, согласиться с выбором одежды и прочее.

Дошкольный период, младший школьный возраст

Расширяются социальные контакты. Формируется интерес к обществу. Дети учатся дружить, обижаться, делиться, защищать себя. Но при этом должны уважать личные границы других. Таким образом, получают новый, значимый для дальнейшей жизни опыт общения.

Подростки

В этом возрасте начинают формироваться экономические потребности. Любой подросток стремится к независимости и хочет иметь собственные карманные деньги, распоряжаться ими на своё усмотрение, не советуясь со взрослыми. Раскрывается и сексуальный интерес к противоположному полу. Среди вторичных стремлений – самореализация и самосовершенствование. Родные отходят на второй план. Подросток больше заинтересован в сверстниках, получении первого опыта серьёзных отношений.  

общественные потребности

В науке считается, что к концу пубертатного периода все потребности уже сформированы и знакомы индивидууму. На протяжении всей последующей жизни они будут только видоизменяться, упорядочиваться, как и находиться новые способы их удовлетворения.

Довольный
Довольный
33 %
Грустно
Грустно
0 %
Восхищён
Восхищён
0 %
Уснул
Уснул
0 %
Сердитый
Сердитый
33 %
Удивительно
Удивительно
33 %
Поделиться:
Мария Козуб
kozubmarija@yandex.ru
Меня зовут Мария. Закончила СПбГУ, медицинский факультет, кафедра психиатрии и наркологии, бакалавр. С удовольствием делюсь своими знаниями на портале.