Булимия – страшное слово, которое определяет психическое заболевание. Что это, каковы симптомы данного расстройства, и как вылечиться от болезни, мы спросили у человека, страдавшего от недуга 12 лет.
Содержание
— Расскажите о себе. Булимия это что за болезнь?
— Меня зовут Виктория, мне 36 лет. Расстройство пищевого поведения началось у меня в 10 классе. Всё назревало постепенно и плавно. Очень сложно вспомнить конкретный день, когда со мной случилось это впервые. После окончания 10 класса, на летних каникулах я поехала работать в другой город. Там жила моя бабушка. За 3 месяца я очень сильно поправилась и уже в 11 классе булимия дала о себе знать в полном объеме. Для меня это был способ исправить то, что происходило со мной. Я часто переедала, но красивой и худой быть хотелось. Чтобы изменить положение, я садилась на диеты. Ограничения приводили к срывам и так по кругу. Наберу вес, сяду на диету, срыв.
Однажды, в каком-то фильме я увидела, как главная героиня, чтобы не набирать вес, избавилась от еды, вызвав рвоту. Помню, подумала, тогда: «Какой замечательный способ не полнеть!». В то время мои родители разводились, и я очень сложно переживала этот период. К тому же, у меня были не очень хорошие отношения с одноклассниками. Чтобы понравиться им, я постоянно пыталась похудеть. Но душевные мучения опять приводили меня к холодильнику. Я перестала отказывать себе в слабостях, связанных с едой. Наедалась до отвала, потом шла в туалет и вызывала рвоту.
Булимия – следствие определенной поломки на уровне души. Когда тебя разрывают внутренние конфликты и переживания. Особенно уязвимы перед этим люди в подростковом периоде. Когда ты еще не осознаешь до конца своё Я. Для меня триггером к появлению заболевания послужил развод родителей. Это была очень серьёзная душевная травма для моего пубертатного мозга. В то время у меня даже развился лунатизм. Проблема заключалась ещё и в том, что меня некому было поддержать. Папа уехал в другой город, мама работала допоздна, а старшая сестра меня вообще не любила. Мы до сих пор с ней не общаемся.
— Как Вы думаете, почему развилось это заболевание?
— Тут очень много причин. Помню, к нам в школу, однажды пришли представители модельного агентства. Они искали красивых, худых девочек для работы за границей. А это двухтысячные года, за пределами страны я еще ни разу не была. Мне очень хотелось попасть на обложку модного журнала. Я читала их залпом, смотрела на девушек в них и мечтала стать такой же. Очень много занималась спортом, фитнесом.
Вторая причина – желание подружиться со сверстниками. Хотелось нравиться мальчикам. Но в голове застряли образы худой и успешной Натальи Водяновой и высокой и невероятно красивой Жизель Бюндхен. Я считала себя недостойной внимания окружающих. Думала, раз я не такая красивая, как те девушки, то и счастья не заслуживаю.
Третья причина, которая послужила толчком к глубокому развитию заболевания – развод родителей. Мне было невероятно тяжело осознать факт, что мои любимые люди больше не вместе. Той семьи, которая была, уже нет. Мне казалось, я не нужна никому во всем мире. Чувствовала себя неимоверно одинокой. И помощи просить было не у кого.
Вообще это происходило по нарастающей:
- недовольство своим телом
- переедания
- критическая ситуация в семье
- желание быть в центре внимания
- негативные комментарии от сверстников по поводу моей внешности
- когда я смотрела на себя в зеркало, видела «жирную свинью».
Сейчас, после выздоровления, я прекрасно понимаю, что большинство моих проблем были надуманными. Не нужно было обращать внимание на одноклассников, дети злые. Я и так была красивой и с нормальным телосложением. Мой вес был в норме, если смотреть по таблице ИМТ. Я была физически здоровым подростком. Вот только ментальные проблемы досаждали.
— Есть какой-то особый случай с едой, который запомнился?
— О, их много. Но самый, наверное, странный инцидент случился после моей очередной диеты. Тогда я почти ничего не ела. Утром употребляла обезжиренный йогурт, а днём съедала огурец. На этом всё. Похудела сильно, весила 45-46 кг при росте 168 см. Уже даже косточки чуть проглядывали. Я возвращалась с работы, день выдался очень тяжёлым. Мы вели сложный проект, и как-то всё навалилось. Ещё с подругой поругалась. В итоге я купила огромную пачку орешков, наверное, грамм 300. И съела её за 10 минут, стоя прямо у входа в магазин, даже не запивая.
Потом осознала, что натворила. Это же масло, сейчас меня разнесёт, я опять стану уродиной. Я тут же побежала домой. Так быстро я ещё никогда не бегала. Ближе к дому живот скрутило от дикой боли. Ещё бы, я не ела нормально месяца 4. А тут такой стресс для желудка. Плюс ко всему, появилось неимоверное чувство вины за содеянное. За то, что наелась как поросёнок, переела. И живот болит мне в наказание за слабость и уродство.
После этого почувствовала себя очень хорошо, свободно. Во-первых, исчезла боль, которая меня сильно напугала. Во-вторых, я ощутила такую легкость, как будто превратилась в пёрышко. Освободилась морально, прошло чувство вины.
Булимия – это способ наедаться до отвала и не полнеть. При этом чувство вины тебя уже не посещает. Ведь ты знаешь, что хорошенечко поев, пойдёшь в туалет и избавишься от лишнего. Конечно, когда ты болен, не понимаешь всего масштаба проблемы. Кажется, цель, к которой ты идёшь уже на горизонте. Но это иллюзии больного сознания.
— Как проходит срыв?
— Это самые ужасные воспоминания из всей моей жизни. Ты не контролируешь себя совсем. Во время срывов я всегда брала отгулы на работе и в институте. Находилась дома 24 на 7. Можно сказать, жила у туалета.
День начинался у открытого холодильника. Я ела всё, что попадалось под руки. Хорошо хоть до сырого мяса не дошла. Но оно просто невкусное. Наедалась до отвала, съедала до 10 000 Ккал, потом бежала к унитазу. И так раз 5-6 за день, пока не отрубалась без сил. Утром новый круг. Обычно это длилось около недели. Доходило до того, что когда варились макароны, терпения не хватало дождаться окончания готовки. Начинала есть их полусырыми, заливая огромным количеством майонеза.
В такие дни тебе ничего не хочется. Ни о какой работе, учёбе, встречах с людьми и речи быть не может. Тебе просто хочется умереть. Преследует постоянное чувство вины за переедание. Морально выдержать очень тяжело. Загоняешь сама себя в яму, из которой сложно выбраться.
— Расскажите, каковы были последствия булимии для Вас.
— Однажды, после очередного срыва, я поняла, нужно что-то менять. Я так себя в гроб загоню. Обратилась к психотерапевту. На самом деле, это должны были сделать ещё родители, когда я была подростком. Но им было некогда, они решали свои проблемы. К сожалению, я попала к доктору, который абсолютно некомпетентен в этом вопросе. А у меня была острая фаза.
В описании его работы говорилось, что он лечит все виды зависимостей. От еды в том числе. Врач начал давать мне совершенно неадекватные советы.
Я очень удивилась, что человек, называющий себя психотерапевтом, не знает об асексуальности больных булимией. Т.е. во время болезни, а особенно острых стадий, тебе нет дела не до чего, тем более до секса. Это очень энергозатратный процесс. А заболевание вытягивает из тебя все силы. Организм просто пытается выжить и не думает о размножении. Не забудем маленький факт, что даже месячные пропадают. И это логично, ведь ты насилуешь своё тело. Постоянно то худеешь, то полнеешь. Вряд ли организм чувствует себя в норме в такой обстановке. Ты находишься в психологической ловушке, которую создала для себя сама.
Этот врач выписал мне неправильные таблетки. От них у меня начались серьёзные панические атаки. Мне стало в 1 000 раз хуже, чем было до похода к нему. Я пришла к мысли о суициде. Меня спасло то, что я нашла психологическую группу ВКонтакте. Стала ходить на встречи с такими же, как я. Попала в клуб «анонимных булимичек». Мне посоветовали хорошего специалиста. А уже он помог избавиться от болезни.
Мой минимальный вес в жизни был 38 кг в 16 лет.
В то время я видела в зеркале то, о чём мечтала. Мне казалось, что этот вес идеален для меня. Сейчас понимаю, что через истощение я стремилась к смерти. Её я не боялась, а желала. Это явный признак депрессии.
Постоянно вызывая рвоту, ты травмируешь пищевод, желудок. Сначала ты избавляешься от еды, потом идет желчь. Но ты продолжаешь вызывать рвотный рефлекс. Потом уже начинается стадия рвоты с кровью. Но такие моменты были только во время срывов. Я даже постриглась коротко, чтобы волосы не мешали моему туалетному ритуалу. А ещё постоянное жжение в горле. В желчном пузыре появились камни из-за неправильного питания.
Очень серьезно вся эта история бьет по зубам. Эмаль разрушается из-за постоянного соприкосновения с желудочным соком. Даже пломбы не хотят стоять долго, кариес досаждает сильно. Зубы становятся чрезвычайно чувствительными. Реагируют на горячее, на холодное, на кислое и сладкое. Нужно много денег, чтобы это исправить.
После того, как ты избавилась от еды, падает сахар. Опять хочется есть. И все начинается заново.
Мешало вечное планирование, что я буду есть сегодня. В сущности, ты не можешь думать ни о чем, кроме еды. Это очень мешает жить, дышать полной грудью. Еда для нас как наркотик. Постоянно чувствовать вкус – истинное счастье. Но только в час компульсивного переедания. Ты испытываешь эйфорию. Тебе кажется, что ты в любой момент можешь остановиться, но это не так.
— Как проходит лечение булимии?
— Самое полезное из психотерапии, это индивидуальный подход врача к проблеме. Таким образом, он помогает понять, что толкнуло тебя в пропасть. Вместе вы находите причины, по которым это происходит. Естественно, все они проистекают из детства.
Также, я знаю, помогает семейная психотерапия. Разговоры с родителями в подростковом возрасте ребенка, способствуют выявить проблемы в семье. Большинство людей не осознают, что убивают психику своего ребенка вечными ссорами, криками, разводом, чрезмерными запретами. А все мы разные, и каждый по своему реагирует на негативные ситуации и ищет пути с ними справиться.
Хороший специалист разберётся, какие препараты подходят именно вам. Есть антидепрессанты, усиливающие аппетит. А есть такие, которые наоборот уменьшают желание есть. Всё зависит от конкретной ситуации. Я всеми руками за правильную медикаментозную психотерапию. Она очень хорошо помогает выбраться из того ада, в котором оказывается человек с булимией или анорексией. К сожалению, если вы выбрали плохого психиатра, станет ещё хуже. Главное не сдаться на этом этапе.
Самое сложное, понять и принять, что с тобой происходит что-то нехорошее. Необходимо осознать, что есть только сейчас и сегодня. Нельзя откладывать поход к врачу назавтра. Потому что тогда, это не произойдёт никогда. Обязательно выполнять все рекомендации специалиста, принимать медикаменты, которые он выписал. Нужно быть откровенной с близкими людьми. Самое главное перестать винить себя. Это очень сложно, но реально. Надо понимать, что одному с этой болезнью не справиться.
Я считаю, об этом обязательно нужно говорить. Ведь это не рана, которая быстро заживет. Это очень серьезная проблема, разрушающая тебя изнутри. А ведь булимией и анорексией страдает очень много людей. Т.е. это болезнь не одного человека.
Спасибо, что дочитали до конца!
Каждый день мы пишем на темы, волнующие жителей страны. Мы с удовольствием делимся своими знаниями и интересными историями наших читателей.
Также мы помогаем подопечным благотворительного Фонда «Добрая Зебра». Вы тоже можете стать частью нашего большого сообщества. Ознакомьтесь с деятельностью фонда, с его подопечными или просто нажмите на кнопку «Помочь». Мы благодарны за каждый рубль!