Время чтения:5 мин., 39 сек.

Современная действительность такова, что в руках практически каждого взрослого человека зажат мобильный телефон. Дети тоже не оставляют гаджеты, беря их даже на школьные занятия или прогулки с друзьями. Используя сотовые, люди работают, поддерживают дружеские и родственные связи, назначают встречи, продают товары, непринуждённо общаются. Неудивительно, что телефонное мошенничество процветает, принимая масштабные размахи.

Люди, ведущие такую деятельность, прекрасно понимают, что нарушают закон и разводят доверчивых граждан на деньги. Однако такая незаконная деятельность – занятие прибыльное, относительно безопасное, авантюрное. Для подобной «работы» нужен особенный склад характера, позволяющий нагло врать и не краснеть, убеждать, не боясь ответственности, выманивать средства у пользователей.

Распространённые виды телефонного мошенничества.

Развитые мобильные технологии – отличное подспорье для честного бизнеса, а также неформального человеческого общения. Они укрепляют связь между людьми, создают благоприятные условия для постоянного взаимодействия, помогают устанавливать новые полезные контакты. Но у каждой монеты присутствует оборотная сторона. Технологичность мобильного мира породила десятки мошеннических схем.

Покупая товары в интернете, да даже просто регистрируясь на сайтах, люди оставляют персональные данные. Несмотря на секретность этой информации, постоянно происходят утечки. На чёрном рынке контакты пользователей ценятся, пользуясь неизменно высоким спросом. Имея обширные базы данных клиентов, мошенники применяют их в собственных интересах. Всё просто: сначала приобретается личная информация, затем разрабатываются схемы развода.

Условно выделяются следующие виды обмана:

  • мошенничество с банковскими картами или счетами;
  • звонки якобы от служб безопасности банковских структур;
  • звонки якобы из полиции или от представителей госслужб;
  • разводы на деньги посредством подменных телефонных номеров;
  • смс-сообщающие о родственнике, попавшем в беду.

Все перечисленные разновидности обмана отличаются продуманными схемами, а также предполагают психологическое воздействие на оппонента. Предлагаем выяснить, как отвечать мошенникам по телефону, и что делать, если вам позвонили.

куда сообщить о мошенниках по телефону

Мошенничество, основанное на банковских картах.

Схема следующая: потенциальная жертва преступления размещает в интернете объявление о крупной продаже. Например, дорогого гаджета, автомобиля или жилища. Этому человеку вскоре поступает звонок от заинтересованного лица, желающего приобрести товар. Условие единственное: «Покупаю прямо сейчас, но только через перевод денег на вашу карту».

Однако заинтересован звонящий в одном — «обуть» доверчивого продавца. Фальшивый покупатель просит сообщить персональные данные карты:

  • срок действия,
  • номер,
  • CVV-код,
  • цифры, присланные банком в СМС для подтверждения операции.

Продавец всё это называет, мечтая получить круглую сумму на счёт. Вот только всё происходит с точностью до наоборот – деньги исчезают с карты.

Что делать: никогда и никому не указывать персональную информацию своего банковского счёта или карты.

Помните: ни один реальный сотрудник ни при каких обстоятельствах не будет спрашивать коды. Особенно те, которые пришли для подтверждения операции по смс на ваш телефон.

как отвечать мошенникам по телефону

Липовые службы безопасности банков.

Распространённый вид телефонного мошенничества – звонки якобы от службы безопасности банка, чаще всего «Сбера». Человек берёт трубку, слыша примерно такую «легенду»: «Я звоню из службы безопасности такого-то банка. Мы зарегистрировали подозрительную операцию, проведённую по вашей карте. Скажите, пожалуйста, вы снимали такую-то сумму с банкомата в Уфе?». Город называется любой. Главное, не тот, в котором находится потенциальная жертва.

Расчёт на то, что, понимая нелепость ситуации, оппонент растеряется и испугается. Действительно, кто-то хотел снять деньги с банковской карты, как тут не заволноваться? Дальше события развиваются по знакомой схеме. Мошенник просит назвать личные данные или установить специальное программное обеспечение, защищающее от краж. В первом случае преступник получает непосредственный доступ к счёту и снимает деньги. Во втором – телефон жертвы обзаводится вредоносной программой, ворующей личную информацию.

Что делать: не сообщать никаким «сотрудникам СБ банка» персональные данные. А ещё лучше, перевести разговор на выяснение личности звонящего. Ваша должность? В каком отделении банка работаете? Что можете сообщить по моему счёту? Здесь имеются в виду операции, которые вы проводили сами и точно о них знаете.

мошенники представляются сотрудниками полиции по телефону
Телефонное мошенничество

Мошеннические звонки от представителей власти.

Преступники часто используют названия структур власти. Например, мошенники представляются сотрудниками полиции по телефону. «Легенда» такова: «Мы расследуем факты мошенничества, нам нужна ваша помощь». Или: «Вы попали под подозрение». Далее рассказываются разные истории, порой даже с театральным размахом. Цель одна – усыпить бдительность собеседника, убедив в чистоте намерений. Затем выманить интересующую информацию и похитить денежные средства.

Излюбленным «персонажем» мошенников стал представитель Пенсионного фонда или Роспотребнадзора. Слыша названия столь серьёзных организаций, доверчивые граждане теряются. Подобной реакции и добиваются преступники. Играя на растерянности «клиента», ловкие и наглые воришки выведывают персональные данные банковских карт. Дальше – дело двух минут, и счёт жертвы опустошён.

Что делать: совет такой же – никогда и никому не говорить по телефону данные карты. К ней привязан счёт, поэтому информация строго конфиденциальная. Многие граждане не упускают возможности позлить мошенников. Используя фантазию и остроумие, вступают в диалог с преступниками. Запрашивают табельные номера, иную профессиональную информацию. Или просто говорят, что в курсе подобного развода, поэтому «не на тех напали». Тут включается человеческий фактор: хочется позлить воришку. Обычно в ответ прилетают очень нелицеприятные фразы с присутствием матерных слов. Конечно, представители служб так не общаются.

виды телефонного мошенничества
Телефонное мошенничество

Подменные телефонные номера.

Программа, маскирующая реальный номер мошенника под банковский, словно специально созданы для процветания описываемого вида преступлений. Сегодня многие пользователи знают – если телефон начинает с 900, звонит «Сбер». Однако это может быть и вор, использующий программу-обманку.

Что делать: проще всего положить трубку и самостоятельно перезвонить в банк, чтобы прояснить ситуацию.

Родственники в беде.

Относительно старый способ отъёма денег у честных граждан. Жертве поступает звонок или сообщение якобы от близкого человека, попавшего в опасную ситуацию: мужа, жены, сына, дочери, брата, внука и т.д. Мол, родственник попал в аварию, теперь нуждается в деньгах. Ему срочно нужно перевести указанную сумму, «все подробности потом». Таких «легенд» десятки.

Тут всё честно: деньги реально переведутся в указанном количестве. Никаких махинаций со счетами. Однако средства поступят не пострадавшему родственнику, с которым всё в порядке, а мошеннику.

Что делать: положить трубку, не поддаваясь панике. Позвонить родственнику, чтобы прояснить ситуацию. Если он не ответит, набрать других близких и обсудить произошедшее с ними.

полиция телефонное мошенничество
Телефонное мошенничество

Как распознать обман, и куда сообщить о мошенниках по телефону.

Мошенники – люди наглые, действующие нахрапом. Звоня гражданам, сразу начинают давить, угрожать, «наезжать». Быстро теряют терпение, переходя на личности, оскорбления. Внимательно слушайте доводы незнакомца, не поддаваясь панике. Фиксируйте факты угроз и давления. Настоящие работники банков, полицейские и госслужащие так не разговаривают.

Избегайте ответов «да» на вопросы, которые задают злоумышленники. Сейчас много сервисов с управлением голосовыми командами. Ваше «да» может расцениваться как одобрение разных операций. Услышав подобные вопросы, избегайте ответа или переводите тему.

Преступники рассчитывают на эмоции собеседника, как негативные, так и позитивные. Они могут радостно сообщить о победе в лотерее, в которой вы даже не участвовали. Мол, «счастливчик, поздравляем, заплатите комиссию за перечисление выигрыша». Это психологический приём, которому тоже не стоит поддаваться.

Используйте определители номеров в браузерах Гугл, Яндекс. Программы бесплатные и результативные. У многих крупных банков есть такие же возможности. В их приложениях также можно установить данные функции.

Проверяйте телефон в поисковой строке вашего браузера. Система не только определит оператора и регион, но и найдёт комментарии пользователей, касающиеся указанного номера, если он уже «засветился» как мошеннический.

новое телефонное мошенничество
Телефонное мошенничество

По факту преступления звоните участковому или сразу обращайтесь в полицию с заявлением. Однако большинство таких дел бесперспективные. Гораздо целесообразнее сразу не вестись на уловки преступников, с первых секунд распознавая их. Предупрежден, значит вооружен.

Довольный
Довольный
0 %
Грустно
Грустно
0 %
Восхищён
Восхищён
0 %
Уснул
Уснул
0 %
Сердитый
Сердитый
0 %
Удивительно
Удивительно
0 %
Поделиться:
Вадим Бестужев
Вадим Бестужев. 40 лет. Закончил СЗИУ РАНХиГС (бывш. СЗАГС), факультет социальных технологий, кафедра журналистики и медиакоммуникаций, бакалавр. Считаю, что сила в слове.