Время чтения:6 мин., 41 сек.

Об образовании в Российской Федерации сложилось неоднозначное мнение. Со времён выхода России из состава СССР наибольшие изменения произошли именно в этой области. Федеральный государственный стандарт общего среднего образования только за последние два десятка лет четырежды претерпел изменения. Но пошло ли это на пользу? Разветвлённая система школ, колледжей, лицеев, призванная удовлетворить запросы общества в сфере получения знаний, на поверку оказывается формальной и неэффективной. Утрачены главные преимущества советской школы:

  • единство образовательных программ,
  • справедливое оценивание знаний,
  • высокий авторитет учителя,
  • атмосфера сотрудничества,
  • здоровое соперничества между детьми.

Методические центры вместо разработки вменяемых и понятных каждому учителю предметных задач и требований занимаются популяризацией решений министерства. А их мнения меняются, как погода в мае, с завидной регулярностью. Система наставничества над молодыми педагогами стала формальностью. Опытные специалисты перегружены, у них попросту не хватает времени помогать вчерашним студентам. «Новобранцы», испытав на себе все прелести системы российского образования, едва отработав учебный год, стремятся сменить сферу деятельности. Остаются лишь самые выносливые, часто ещё советской закалки, педагоги. Но и они не поспевают за реформами.

об образовании в российской федерации

Звание «учитель» в обществе давно стало синонимом неудачника. За невысокую, вопреки обещаниям министерства, зарплату преподаватель нынче «оказывает образовательные услуги», т.е. выполняет роль обслуживающего персонала. Отношение детей и родителей к педагогам соответственное: клиент всегда прав.

Добавьте к этому недостаток финансирования, экстремально высокий уровень отчётности, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и массу других проблем. Приходит понимание, почему ценные кадры в последние годы всё чаще покидают государственные школы и предпочитают заниматься репетиторством, работать в частных учебных заведениях и осваивать профессии, не связанные с образованием.

В преддверии 2023 года, объявленного Президентом Российской Федерации годом педагога и наставника, побеседуем о проблемах российского образования с Лидией Андреевной Коротковой, практикующим учителем, сменившим место в средней школе на работу в частной гимназии.

Содержание

Как вы думаете, школьное образование в России по нынешним меркам можно назвать успешным? Каковы основные проблемы современной школы на ваш взгляд?

К сожалению, ни количество государственных учреждений, ни их материальная база не соответствуют запросам современного общества. Особенно это касается крупных, постоянно строящихся городов. Там параллель классов может содержать чуть ли не все буквы алфавита. Недостаток специалистов, а ещё вечное желание сэкономить на их зарплате, заставляют сводить классы с наполняемостью до 40 детей и распределять их на три (!) смены. Законом это запрещено. Но есть рабочие схемы, как закон обойти. Назовём вторую смену межсменкой, сократим уроки и перемены, и вуаля! Вторая, которая по факту третья смена, приступит к занятиям в половине второго. Формально дети обеспечены образованием. Чиновники отчитываются о 100-процентном охвате. Но качество знаний при этом сильно страдает.

Работать в условиях переполненных классов, нехватки учебников и технических средств для проведения урока невозможно. Невероятно высокая интенсивность работы заставила тысячи учителей распрощаться с работой в школе. Когда с утра и до ночи ты на посту, а потом отправляешься домой. Но не отдыхать, а готовиться к урокам. И пусть говорят, что учитель – это призвание. Когда он выбирает профессию, должен быть готов ко всему. Это в корне неверное суждение. Учитель, прежде всего человек. Как и все, он устаёт. У него есть семья. Его дети тоже хотят видеть папу или маму не только по выходным. В конце концов, быть готовым ко всему невозможно. Ведь Минобрнауки чуть ли не ежедневно в порыве создать видимость бурной деятельности принимает столько новых и порой абсурдных решений.

школьное образование

Чувствуется Ваша обида за профессию. Неужели, несмотря на попытки профильного министерства поднять престиж учительского труда, так и не удалось сдвинуться с мёртвой точки?

Да, участь школьного работника незавидная – обидеть может каждый. Мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда отдельных преподавателей ввиду их неопытности или бесхарактерности руководство школы подвергало незаслуженным наказаниям. В том числе вменяя в обязанности массу бесполезной внеурочной работы, само собою не оплачиваемой государством. Молодые специалисты часто страдают оттого, что более опытные коллеги давят их своим авторитетом, не желают делиться опытом, отмахиваются от чужих проблем. Не единожды самой приходилось становиться жертвой травли со стороны недовольных родителей. Ну а современные дети – это боль каждого учителя.

Насколько мне известно, при такой системе школьного образования страдают не только педагоги. Часто в сети всплывают рассказы и видеосюжеты, где жертвами учителей становятся и сами дети.

Вы правы. Со стороны стиль общения участников образовательного процесса мне всё больше напоминает вооруженное противостояние. Школьники испытывают насилие со стороны родителей, одноклассников, и немалая часть, к сожалению, от учителей. Предвзято относятся не только к нарушителям дисциплины и отъявленным хулиганам. Некоторые мои коллеги приравнивали детей из социально незащищённых семей к неблагополучным. И всячески, вольно или невольно, их оскорбляли. Были конфликты, связанные с нетерпимостью по национальному признаку. Отдельно взятые учителя, опекаемые администрацией, нарушали законы педагогической этики. Случалось даже рукоприкладство.

В моей практике был инцидент, когда на уроке химии по причине непрофессионализма учительницы взорвалась колба. Осколком был ранен сидящий за первой партой ребёнок. Он стал инвалидом по зрению. Но администрация эту ситуацию замяла. Тонко намекнула родителям пострадавшего ребёнка, что старшему сыну из этой семьи вот-вот предстоят выпускные экзамены.

школьное образование в россии
Об образовании в Российской Федерации

Также в школе, где я начинала свою трудовую деятельность, был скандал с воспитателем группы продленного дня. Сын уборщицы оставался на продлёнку и дожидался окончания маминой рабочей смены. Вёл он себя, конечно, отвратительно. Но это не оправдывает педагога, который на глазах детей решил свой авторитет закрепить путём избиения мальчишки скакалкой. В этом случае воспитатель тоже не понёс наказания. На его защиту встала администрация и пригрозила матери избитого постановкой его на внутришкольный учёт.

Коллеги мне рассказывали про случай, произошедший в другой школе. Также в группе продлённого дня учительница ударила девочку головой о школьную доску. Разбила, тем самым ей губу. Причиной послужило неправильное написание девочкой прописи. Этот вопиющий случай остался почти незамеченным. Наказанием для учителя стал перевод на другую должность. И какую бы вы думали? Школьный психолог! Надо сказать, что родители девочки были из не самой благополучной семьи. Наверное, поэтому для педагога закончилось всё так мягко.

Что повлияло на Ваше решение уйти из государственного учреждения в частную школу и не жалеете ли вы об этом?

Просто захотелось полноты жизни – чувствовать себя не узником, а свободным человеком. Накопилась усталость. Казалось, профессиональное выгорание вот-вот убьёт во мне любовь к детям. Начала просматривать вакансии в интернете и среди прочих объявлений наткнулась на публикацию частной гимназии. Решила дать учителю, живущему во мне, второй шанс. И не жалею! После собеседования меня утвердили на должность. Здесь уважительное отношение к педагогам, оклад достойный, присутствует система премий и поощрений. Меня полностью устраивает составленное расписание. Занята я только в первой половине дня.

российское образование
Об образовании в Российской Федерации

Остальное время посвящаю семье и своему профессиональному развитию. В классах здесь в среднем по 20 учеников, и это одно из важнейших преимуществ. Потому что за урок успеваешь всё рассказать, всех опросить, да и просто заглянуть в глаза каждому ребёнку.

В коллективе Вас приняли хорошо?

В гимназии с администрацией и другими коллегами у меня исключительно рабочие отношения. Каждому здесь воздаётся по заслугам. Жёсткий контроль над процессом отсутствует. Но от результата обучения зависит, продлят ли с преподавателем трудовой договор или нет.

Отношение детей и родителей к учебе в гимназии отличается от того, что Вам приходилось наблюдать в государственном учреждении?

Здесь учатся самодостаточные и мотивированные ребята. Они понимают, что их право на образование в гимназии подкреплено ещё и немалой оплатой. И многие родители рассматривают эти материальные траты, как вклад в будущее ребёнка, который должен приносить дивиденды.

Здание гимназии небольшое. Оно не может вместить всех желающих обучаться здесь. Поэтому у администрации есть возможность проводить конкурс на поступление и отбирать самых одарённых детей.

российская система образования
Об образовании в Российской Федерации

Успеваемость в классах – выше среднего. Присутствует здоровая конкуренция между учащимися. Благодаря оснащённым по последнему слову техники кабинетам, мы можем виртуально путешествовать, получать практические знания, а не только сухую теорию по учебнику. На моих занятиях английского устраиваем видеоконференции с носителями языка, чтобы ученики слышали живую речь и развивали умение поддерживать диалог. Вместо скучных изживших себя предметных олимпиад принимаем участие в международных проектах.

Если бы Вам пришлось выбирать, куда отдать учиться детей, это была бы общеобразовательное или частное заведение?

Выбор уже сделан. Я перевела дочь в гимназию, в которой работаю. Конечно, обучение здесь не бесплатное, но на заседании попечительского совета было принято решение предоставить место моему ребёнку с 50% скидкой. Остальную сумму без ущерба для семейного бюджета погашаем средствами из материнского капитала. Зато это позволит в будущем сократить расходы на репетиторов при поступлении в ВУЗ и обеспечит дочери качественное образование.

Довольный
Довольный
0 %
Грустно
Грустно
50 %
Восхищён
Восхищён
0 %
Уснул
Уснул
0 %
Сердитый
Сердитый
0 %
Удивительно
Удивительно
50 %
Поделиться:
Анастасия Соколова
SokolovaS.P.B@yandex.ru
Анастасия Соколова. Закончила СПбГУ на факультете Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» (Факультет журналистики) по специальности журналистика. Люблю свою профессию.