Многие люди боятся авиаперелётов. Но так ли они опасны для человека? Согласно статистическим данным, вероятность авиакатастрофы составляет всего 0,0001%. Это означает, что на 1,2 млн. полётов в мире приходится всего лишь 1 авария. А с риском летального исхода – 1 случай на 11 млн. Данные показатели во много раз ниже, чем возможность погибнуть в ДТП, лифте многоквартирного дома, заразиться смертельной болезнью. На планете есть много счастливчиков, которые пережили падение самолета, и готовы поделиться своими историями.
Содержание
Причины падения самолётов
Сохранить жизнь в аварийном полёте сложно, но возможно. Если правильно себя вести в течение 60 секунд до падения, следуя инструкциям бортпроводников. По истечении этого времени, люди теряют сознание из-за угарных газов, перепадов давления, стресса. При падении пассажиры гибнут, ударяясь друг о друга, об острые обломки и тяжёлые предметы салона. При этом они ничего не чувствуют, так как их сознание отключено.
Как стать стюардессой? Интервью с бортпроводницей. Читайте также
Редко выживают пассажиры в авариях, отмечавшихся при взлёте. Резкий перепад атмосферного давления и сильный удар о землю всегда оканчивался трагедией. Особенно много аварий происходит в Африке (3% мировой авиации). Это неблагополучный континент, с точки зрения аналитиков, занимающихся изучением безопасности полётов. Здесь произошло 43% от всех авиакатастроф, случившихся на Земле.

Установлено, что главные причины падения самолета и несчастных случаев – это человеческий фактор:
- Недостаточный уровень квалификации пилотов.
- Ошибки работы приборов навигации.
- Плохо проведённый техосмотр перед вылетом средства.
- Отклонения от курса полёта и несоблюдение регламента пилотирования.
- Предоставление недостоверных данных диспетчерами на земле.
- Психологическое состояние пилота и помощника.
- Отсутствие опыта при взлёте и посадке самолета.
- Разгерметизация воздушного судна.
- Погодные условия (13%).
- Действия террористических группировок.
Крупные землетрясения в России и СССР. Читайте также
Имеет значение также отсутствие модернизации самолётов, старые технологии производства. На данный момент самыми опасными в мире машинами для полётов считаются:
- ИЛ 76,
- ТУ 154,
- Airbus A 310,
- McDonnell-Douglas DC 9.
Последняя модель давно снята с производства, после аварии 30.06. 2009 г. Она унесла 150 человеческих жизней. Рейс IY 626 Сана-Морони, авиакомпания Yemenia. Тогда самолёт рухнул в Индийский океан.

Авиакатастрофы, в которых не выжил никто
Хронология авиакатастроф, в которых никто не выжил, следующая:
30.06.1956 г. (128 чел.)
Столкновение двух самолетов в Аризоне: Douglas DC-7 United Airlines и Lockheed L-1049 Trans World Airlines (США).
16.12.1960 г. (134 чел.)
Авария, где столкнулись Douglas DC-8 United Airlines Lockheed L-1049 и Trans World Airlines (США) в Нью-Йорке, при одновременной посадке на лётных полосах.
03.03.1974 г. (346 чел.)
Рейс 981 Turkish Airlines при следовании в аэропорт Хитроу (Лондон) потерпел крушение над лесом Эрменонвилль (Франция), из-за взрыва в грузовом люке.
Смертность в России. Статистика. Стоимость похорон. Читайте также
25.05.1075 г. (273 чел. в воздухе + 2 чел. на земле)
Борт McDonnell Douglas DC-10, вылетевший из О’Хара в Лос-Анджелес (США), был технически неисправен. После взлёта произошла потеря двигателя и разорвалась труба с гидравлической жидкостью.

01.01.1978 г. (213 чел.)
Рейс 855 от Air India рухнул в Аравийское море в первые 3 минуты после взлёта из Дубаи. Трагедия произошла из-за плохой видимости и неисправного оборудования Боинга 747 – первого самолёта, купленного индийской авиакомпанией в США.
12.11.1996 г. (349 чел.)
Борты 763 SVA (Саудовская Аравия) и 1907 Казахстанских авиалиний столкнулись в воздухе над Чархи Дадри (Индия). Это случилось из-за несогласованной работы наземных диспетчеров.
25.07.2000 г. (113 чел.)
Обломки пролетавшего рядом с рейсом 4590 Air France и потерпевшего аварию реактивного самолета Concorde загрязнили техническим мусором отсеки взлетавшего пассажирского судна. Это и послужило причиной катастрофы.
«Мюзикл смерти». Как на Дубровке погибло 130 человек. 20 лет трагедии «Норд Ост». Читайте также
12.11. 2001 г. (260 чел. + 5 на земле)
В Нью-Йорке рейс 587 Airbus A300B4-605R American Airlines попал в зону турбулентности. Неработающие датчики послужили причиной попадания в спутный след от другого авиалайнера. В результате чего произошёл отрыв хвостового стабилизатора.
08.03.2014 г. (239 чел.)
Рейс 370 Malaysia Airlines в 2014 г. выполнял маршрут Куала-Лумпур-Пекин. Самолёт резко исчез с радаров, чёрный ящик не найден до сих пор. Обломки авиалайнера нашли в разных местах Индийского океана и в 400 км от предполагаемого места крушения. Весь мир принимал участие в поисковых операциях, но останки людей так и не обнаружились.
Самая крупная авария без выживших
Самой крупной аварией, в которой не выжил никто из экипажа и пассажиров, стал инцидент 17.07.2014 г. Маршрут рейса Амстердам-Куала-Лумпур проходил через территорию, на которой проходило АТО Украины. Пассажирский авиалайнер был сбит боеприпасами «земля-воздух» из российской зенитно-ракетной установки «БУК».
07.11.2022 г. суд в Гааге (Нидерланды) признал троих обвиняемых лиц, участвовавших в боевых действиях на Донбассе, виновными в произошедшей аварии. Заочно приговорил их к пожизненному заключению + выплате 16 млн. евро компенсации погибшим родственникам. Данным делом занимается также ЕСПЧ, начиная с 25.01.2023 г. по искам государств Нидерланды и Украина.
По лезвию ножа. Как супервулкан может уничтожить цивилизацию? Читайте также
Катастрофы в воздухе принуждают человечество направлять максимум усилий на контроль за техническим состоянием авиалайнеров, их модернизацию, планирование полётов, контроль и дисциплину в работе.

Чудесные истории спасения
В 21 веке очевидцы выставляют в соцсетях случайно сделанные видео падений самолетов. Пассажиры, использующие гаджеты, часто фиксируют последние секунды катастроф. Это позволяет определить предварительную причину и место произошедшей аварии ещё до обнаружения чёрного ящика.
Лариса Савицкая
Чудеса спасения в авиакастрофах напоминают людям о том, что шансы выжить в экстремальных ситуациях есть всегда. Одной из самых известных историй спасения считают историю Ларисы Савицкой. Вместе с мужем она летела рейсом Комсомольск-на-Амуре-Благовещенск в 1981 г. Молодая девушка – единственная из всех пассажиров, кто выжил в том рейсе Ан-24. Он столкнулся с военным бомбардировщиком. Итогом аварии стала гибель 37 человек.
Истории людей переживших удар молнии. Читайте также
Савицкая рассказывала журналистам, что ей было тогда 20 лет. После взлёта самолёта она задремала, а очнулась от грохота и криков в салоне. С трудом разобрав, что произошла авария, и у воздушного судна срезало крылья и крышу, она увидела в кресле мёртвого мужа. А затем потеряла сознание. Спасло Ларису то, что она была пристёгнута, и её зажало в проходе возле кресел. Девушка пыталась менять положение тела, сгруппировав конечности и максимально сжавшись в позу кокона.

Остатки развалившегося самолета упали на болотистую поляну, на которой Савицкая провела 3 дня. Много часов подряд она была без сознания. Потом находилась в шоковом состоянии около двух дней, и ожидала смерти. Но затем, из последних сил, она поднялась. Стала пробираться к людям, попав на спасательный отряд, который потерял всякую надежду обнаружить кого-либо из спасшихся в той аварии.
100 лет жизни – много это или мало? Долгожитель России о том, как сохранить здоровье и о смысле жизни. Читайте также
В больнице у Ларисы были обнаружены:
- сотрясение мозга,
- перелом руки,
- трещины позвоночника и другие травмы.
Спустя время, девушка снова начала совершать междугородние перелёты. Она отметила, что после той страшной аварии у неё навсегда притуплены чувства страха и боли.

Арина Виноградова
Ещё одной интересной историей спасения считается случай стюардессы Арины Виноградовой. Девушка работала на Ил-86, который упал в Шереметьево в 2002 г. Из 16 человек экипажа в живых осталась только она и ещё одна бортпроводница Т. Моисеева.
Как стать пожарным? Советы и обзор профессии изнутри. Читайте также
Экипаж возвращался на самолёте в Пулково. Машину затрясло, а девушки находились в этот момент на пассажирских креслах около аварийного входа. От резкого перепада давления они потеряли сознание, от удара упав на двигатель в окружении упавших кресел. Вытащили бортпроводниц сотрудники МЧС (пожарная часть), так как самостоятельно отстегнуться девушки не могли. После аварии, лечения и реабилитации, Виноградова и Моисеева остались в авиации. Но летает только Арина.


Как себя вести при падении самолёта
В экстремальных ситуациях не все люди теряют самообладание. Большинство – собраны, выносливы и сильны. Чтобы выжить в авиакатастрофе, важно правильно себя вести, так как многое зависит от собственных физических и психических возможностей. Ощущая на себе перепады давления и недостаток кислорода, необходимо:
- Взять себя в руки, постараться быть максимально спокойным и побороть панику.
- Чётко выполнять рекомендации бортпроводников.
- Обязательно пристегнуться ремнями безопасности.
- На себя и детей одеть кислородные маски.
- Если есть спасательные жилеты (полёты над водой) – успеть быстро надеть их, до приземления.
Специалисты, занимающиеся исследованиями авиакатастроф считают, что по статистике, выживают чаще пассажиры, которые брали билеты ближе к выходу, к хвосту самолёта или кабине пилота. Примером может служить история югославской стюардессы Весны Вулович.

Рассказ человека, пережившего авиакатастрофу
Женщина считает, что спаслась в 1972 г., благодаря тому, что была пристёгнута ремнями безопасности в хвосте самолета. Кроме неё, в рейсе 367 самолета DC-9, разбившегося над деревней Хинтерхермсдорф (Германия) не выжил никто.
Весна пережила авиакатастрофу, при падении самолёта с высоты более 10 000 м. В рейсе она заменяла другую сотрудницу, с таким же именем. Как потом рассказала девушка местным и зарубежным СМИ историю своего чудесного спасения – ей повезло. В момент падения с большой высоты она потеряла сознание, пристёгнутая ремнями безопасности в бортовом хвостовом отсеке для стюардесс. В момент опасности реакция быстро пристегнуться была моментальной.

Повезло и с природными факторами. Деревья и кусты несколько смягчили падение, несмотря на то, что самолёт частями взрывался, а хвостовая часть попала ещё и в снег. Весна Вулович – единственный человек в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса, как спасшийся при взрыве самолёта, в полёте без парашюта с высоты 10 160 м. Причины катастрофы того рейса до сих пор не установлены. Власти Югославии объявили событие 1972 г. терактом хорватских националистов.

После трагедии Весна Вулович восстанавливалась в течение 1,5 лет. Она оказалась мужественным и волевым человеком.
- Кома,
- лечение переломов ноги и позвоночника,
- операции,
- сложная реабилитация.
Весна мечтала вернуться в строй авиации и снова летать. Но руководство компании JAT предоставило ей административную должность.

Можно ли выжить в авиакатастрофе? Да, есть множество примеров чудесных спасений. Особенно, при выполнении всех необходимых инструкций по технике безопасности, концентрации внимания, силы воли и быстрой реакции.
Фото: Яндекс.Картинки