Время чтения:6 мин., 29 сек.

Вы, наверняка, не раз слышали истории о том, что очередной подросток попал под колеса поезда или электрички. Почему это происходит, кто такие зацеперы и зачем дети этим занимаются, попытаемся выяснить в нашем репортаже.  

Трейнсёрфинг (сочетание английских слов «train» — поезд и «surfing» — сёрфинг) или зацепинг – экстремальный и неформальный вид спорта. Подростки запрыгивают на поезда, электрички и даже на электропоезда в метро, снимая свои поездки на видео. Способ езды может быть разный:

  • на крыше
  • на площадках задних кабин
  • на автосцепках вагонов
  • сбоку или на торце состава.

Ребята цепляются за поручни, подножки, лестницы и проезжают не более 2-х станций.

зацепер
зацеперы

Поскольку это все же экстремальный вид деятельности, дети часто получают травмы не совместимые с жизнью. По данным МВД, случаев такого времяпрепровождения становится меньше. Одна из причин – сложность выявления нарушителей. В статистику попадают только случаи с травмами и смертельные исходы. Большинство погибших зацеперов занимались этим впервые.

ГодКоличество пострадавшихКоличество смертей
2016217
2017104
20182311
20192010
2020158
2021146

По данным Центрального Федерального округа, за год снято с поездов и оштрафовано 480 человек. А количество пассажиров, практикующих проезд снаружи транспортного средства, достигает 20 000 человек в год. Не все из них экстремалы. Многие просто не хотят платить за проезд.

В 2022 году Президент РФ Владимир Путин подписал закон об увеличении административного штрафа для людей, предпочитающих ездить снаружи поезда. Сегодня он составляет 4 тысячи рублей. Но в УК РФ есть статья 267.1. А там цифры штрафов совсем другие: 150 тыс. – 300 тыс. рублей или арест до 2-х лет. А статья 213 УК РФ «Хулиганство» предусматривает наложение штрафа в размере 300 тыс. – 500 тыс. руб., принудительные работы либо арест на срок до 5-ти лет.

Зачем зацеперы занимаются этим?

В подростковом возрасте все чувства и эмоции обострены. Кажется, что можешь покорить весь мир, и море по колено, и горы по плечо. Большинство начинают заниматься этим опасным видом спорта за компанию, чтобы пощекотать себе нервы, проверить свою волю. Многих берут на «слабо». Всем этим людям некуда тратить свою энергию. Они, в общем-то, просто не знают чем себя занять.

В социальных сетях существуют сообщества трейнсёрферов. Это субкультура в России получила своё распространение с 2010 года. Почти всегда поездка сопровождается видеосъемкой, совершённого подвига. Затем видео выкладывается в соцсеть. Популярность влечёт многих молодых людей. А одобрение старших, опытных товарищей ценится вдвойне.

Многие хотят получить повышенную дозу адреналина. Такие люди называются адреналиновыми наркоманами. Психологи считают, что люди с этой зависимостью – психологически незрелые личности. Чаще всего они начинают этим заниматься из-за отсутствия понимания и внимания со стороны родителей. Возможно, они запрещают ребенку спонтанно выражать свои эмоции, подавляют их личность. Чтобы восполнить недостающие эмоции, человек идёт на крайности.

Причины травм и смертельного исхода при трейнсёрфинге.

  1. Банальная потеря равновесия. Падение с движущегося поезда очень опасно. В зависимости от вида поезда, скорость движения может варьироваться от 50 км/ч до 90 км/ч.
  2. Неудачный прыжок на боковую подножку движущегося состава. Часто дети просто соскальзывают под колёса вагонов.
  3. Столкновение с объектами ж/д инфраструктуры. Реакции детей не всегда хватает на быстро меняющуюся обстановку. Поэтому они просто могут не заметить, не успеть увернуться от опоры моста, светофора, стены тоннеля.
  4. Смертельные ожоги от соприкосновения с контактным проводом. Напряжение контактной сети составляет 3 500 вольт. Можете себе представить последствия удара тока такой мощности. Зацеперы на электричках часто получают такие травмы.
  5. Погодные условия. Поверхность вагона может быть скользкой во время дождя или обледенения. Ребенка банально может ослепить солнце.
зацеперы в метро
зацеперы

Мы спросили ребят, почему они занимаются зацепингом.

Егор. 15 лет. Зацепер.

— Однажды я ехал домой из школы и забыл рюкзак в электричке. Пришлось ехать сбоку вагона, потому что не хотелось потом искать вещи в депо. Это был первый раз. Мне понравилось. Сейчас часто катаюсь на электричках. На троллейбусах передвигаюсь только зацепом.

Бывает, приходят недалёкие товарищи, которые неправильно встают на изолирующую дорожку или касаются металлических деталей. Мы зовём таких ребят «шашлык» или «отбивная», потому что удар 3 500 вольт это всегда смерть.

Иван. 18 лет.

— Поначалу, когда только познакомился с субкультурой, испытывал новые, необычные ощущения. Было интересно. Когда едешь зацепом, смотришь под ноги, а там пролетаю шпалы, рельсы. Все это смешивается в глазах и получается такая приятная картинка. Очень необычно.

Примерно через 10-15 поездок стало надоедать, всё однообразное, одни и те же виды. Те же машинисты, которые нас гоняли. В попытке найти что-то новое, начал ездить в другие города. Самый первый был Владимир. Ездил в Питер, Казань.

Однажды меня ударило током. Даже шрам есть на ноге. До сих пор перед глазами картинка, как из ноги идёт электрическая дуга. Несколько минут я лежал на крыше электрички и не мог даже пошевелиться. Когда очухался, слез и поехал домой.

зацеперы на электричках
зацеперы

Сергей. 19 лет.

— В зацепинге я уже больше 3-х лет вместе с моим другом. Впервые увидел этот вид досуга на ютубе. Просто листал видосики, заметил своего знакомого, катающегося на «Сапсане». Подумал: «Круто, надо бы попробовать». Начал изучать тематику, технику безопасности. Впервые проехался вместе с друзьями. Было очень страшно, ноги тряслись. Ощущения непередаваемые. А дальше с опытом приходит безразличие. Уже не так вставляет, хочется больше и больше, но тех чувств, что были вначале, уже нет.  

На моих глаза погиб мой знакомый, улетев с крыши «Сапсана». Он решил стать первым, кто проедет над кабиной машиниста. Не справился с внешними факторами.

Меня неоднократно задерживали служители закона. Всего около 8-ми раз. Первый арест произошёл спустя 4 дня после моего 18-тилетия. Я сдался сам, сопротивления не оказывал. Меня посадили в 1-й класс поезда, накормили, отправили в Москву и сдали сотрудникам полиции. В отделении составили протокол, напоили чаем с печеньками, выписали штраф. Как только вышел, тут же порвал его. Тогда штраф был еще 100 рублей и сгорал через полгода. Возможно, если бы он был больше, я бы этим не занимался.

Я думаю, пока ты молод, нужно брать от жизни максимум. Я начал прыгать с роупом и это намного круче. Хочу попробовать бейсджампинг, сноубординг.

Михаил. 22 года.

— Я начал с того, что увидел, как ребята катаются снаружи электрички, и решил тоже попробовать. Думал, что это очень круто. В первый раз было очень страшно, я боялся упасть. И упал, переоценил свои возможности.

Вообще падал часто с электричек. Соскальзывал с заднего зацепа, с поручней, с подножек. Даже с «Сапсана» падал. Много переломов у меня, колени разбиты. За 3-4 года, что я этим занимаюсь, ушёл очень глубоко, перестал себя контролировать.

Пока не повысили штраф, мы этим пользовались. Думаю, что повышение размера денежного наказания отсекло примерно половину желающих этим заниматься, в основном школьников. А если его поднимут до 10 тысяч, я сам перестану этим заниматься. Не готов такие деньги тратить на это.

зацепинг
зацеперы

Олег. 44 года. Инструктор по парашютному спорту.

— У меня был знакомый, который занимался зацепингом. Я постоянно говорил ему: «Бросай ты это дело, занимайся лучше роуп-джампингом, скайдайвом, дайвингом. Чем угодно, что продлит твою жизнь». Он меня не послушал. Уже лет 8 его нет с нами. Его жизнь закончилась на ж/д трассе Москва – Санкт-Петербург.

На мой взгляд, это очень бредовая затея. Её можно сравнить с переходом МКАДа с закрытыми глазами. Я не понимаю тот адреналин, которые люди получают от трейнсёрфинга. По-моему, это просто странный способ самоутвердиться, доказать что-то другим и себе.

Как бороться с зацеперами?

С теми ребятами, которые уже состоят на учёте за это административное нарушение, проводятся беседы. Полиция приглашает их на Казанский, Курский вокзалы и проводит экскурсии. Подросткам показывают, как работает транспорт, рассказывают о работе полиции. Приглашают кинологов с собаками, рассказывают об их деятельности. Любыми способами пытаются вырвать их из русла смертельного экстрима. На такие встречи приходят руководители секций альпинизма. Делается это, потому что, если запретить и не дать альтернативы, ничего не измениться.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем на темы, волнующие жителей страны. Мы с удовольствием делимся своими знаниями и интересными историями наших читателей.

Также мы помогаем подопечным благотворительного Фонда «Добрая Зебра». Вы тоже можете стать частью нашего большого сообщества. Ознакомьтесь с деятельностью фонда, с его подопечными или просто нажмите на кнопку «Помочь». Мы благодарны за каждый рубль!

ПОМОЧЬ

Довольный
Довольный
25 %
Грустно
Грустно
0 %
Восхищён
Восхищён
25 %
Уснул
Уснул
25 %
Сердитый
Сердитый
25 %
Удивительно
Удивительно
0 %
Поделиться:
Ольга Корф
Привет. Меня зовут Ольга. Я Президент благотворительного Фонда "Добрая Зебра". Мечтаю изменить мир к лучшему.