Время чтения:12 мин., 45 сек.

Пятидесятники относятся к наиболее поздним и самым массовым течениям протестантизма, а точнее к методистам. Культ зародился чуть больше ста двадцати лет назад. Сегодня насчитывается свыше 600 тысяч последователей христианской евангельской церкви (ХВЕ) по всему миру.

Основные факты

За основу своего учения они взяли библейскую притчу. В ней в 50-тый день от Воскресения Христова молящимся апостолам снизошел Дух и наделил их умением говорить разными языками. Отсюда пошло название культа.

Странное и непривычное для православного человека действо происходит во время служений. Прихожане собираются многочисленными толпами. После речи пресвитера начинают моление. В его ходе поднимают руки к небесам и в такт развесёлым песнопениям с роковым, джазовым, а иногда в угоду времени рэп-звучанием раскачиваются и поют. Они закрывают глаза, полностью отдаваясь молитве. А проповедник поддерживает с ними диалог, вводя в своеобразный психопатический транс. Такой обряд сродни сеансу массового гипноза, подобного тем, которые проводились Кашпировским.

церковь пятидесятников

Доводя себя до исступления, до нервного накала, молящиеся испытывают мощный выброс энергии. Одни начинают лепетать бессвязные речи, иные падают без чувств, а третьи трясутся всем телом, словно в них вселяется некая сущность. Всё напоминает сборище одержимых. Именно так, по мнению сектантов, выглядит благословение Святым Духом. Почувствовав подобное лишь раз, психически неуравновешенные и особо впечатлительные люди стремятся как наркоманы снова испытать эйфорию.

Конечно, право относиться к числу «избранных Богом» последователи культа окупают пожертвованиями. Им вменяется в обязанность проповедовать «веру истинную», чтобы скорее настало «пробуждение» человечества.

Скопцы — секта кастратов. Зачем мужчины лишали себя гениталий? Читайте также
Адвентисты седьмого дня: кто это, чем отличаются от православной церкви. Читайте также

На заре распространения культа двери фундаментальных храмов пестрили табличками: «Трясунам входить запрещено». Так официальные религии пытались защитить прихожан от проповедующих пятидесятничество адептов, которые разбрелись по миру с установкой «заразить» псевдоверой как можно больше людей.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что церковь пятидесятников – не что иное, как деструктивная секта, губительная для психики.

История возникновения

Массовое распространение движения уходит корнями в начало прошлого столетия (1906 год). Тогда произошло так называемое пятидесятническо-харизматическое пробуждение на улице Азуза. Есть две ключевые фигуры, прославившие пятидесятничество. Это теоретик учения Чарльз Пархем и проповедник Уильям Сеймур.

Чарльз Фокс Пархем

Мальчик был одним из пяти детей в семье канзасского фермера Уильяма Пархема и его жены Энн. В 9 лет у него случился первый приступ ревматизма. Заболевание время от времени возвращалось, принося Чарльзу физические и душевные муки. Мать умерла, когда ему исполнилось 12, а совсем скоро в семье появилась мачеха – набожная женщина, дочь проповедника.

Когда перед юношей встал выбор будущей профессии, Чарльз поступил в Юго-западный колледж г. Уинфилда и некоторое время подумывал о карьере врача. Однако приступы неизлечимой болезни заставили его искать утешения в Боге.

20-летнего Пархема взяли помощником пастора при обители в г. Лоуренс. Эта незавидная роль претила молодому человеку. Он отрёкся от веры и стал свободным евангелистом. В возрасте 23 лет женился. Первенец Чарльза Клод вскоре после рождения серьёзно заболел. Отец усиленно молился о здоровье ребёнка, и, по его убеждению, Святой Дух исцелил младенца.

Пархем стремился проникнуться чудодейственной природой случившегося. Для этого основал в столице Канзаса – Топике – школу, где занимался толкованием Евангелия. Однажды настоятель отлучился домой и поручил студентам изучать стихи из Библии о крещении Святым Духом. А когда вернулся, те поведали о совершённом открытии:

Чарльз Фокс Пархем

единственным подтверждением снисхождения божественного благословения является говорение языками, дарованное апостолам в день Пятидесятицы.

В ночь с 31 декабря на 1 января 1901 г. они совершали совместную молитву.  Агнесса Озман обратилась к учителю с просьбой возложить руки к её голове и просить Господа о «крещении Святым духом». Едва Пархем произнёс дюжину слов, девушка заговорила по-китайски. Узрев чудо, студенты убрали из спальни кровати и стали беспрерывно взывать к Всевышнему, вздымая руки вверх. Один за другим 12 учеников, а затем их учитель пережили «крещение».

С тех пор Чарльз стал проповедовать новое учение. Молебны сопровождались «чудесными исцелениями», верующие впадали в эйфорию. Впоследствии Пархемом организован колледж в Хьюстоне, готовивший проповедников свежего религиозного культа. Позже Уильям Сеймур, студент данного заведения, отлучил первооснователя от веры за его авторитаризм и нежелание признавать равенство рас, полов и сословий.

Уильям Джозеф Сеймур

Уильям Сеймур – второй из семи детей Саймона и Филлис Семур, афроамериканцев, бывших рабов, проживавших в Сентервилле, штат Луизиана. После рождения мальчик был крещён в католическом храме. Только к 10-летнему возрасту родителям удалось устроить Уилли в школу, который к тому времени не мог ни читать, ни писать. Однако расовые предрассудки на юге США были по-прежнему сильны. Семье пришлось бросить своё пристанище и отправиться в поисках лучшей жизни на север – в Индианаполис. Здесь юноша устроился работать официантом и примкнул к протестантскому приходу. Больше всего ему была близка идея местных проповедников о равенстве перед Господом белых и чернокожих прихожан – её он пронёс через всю жизнь.

В 1901 году Сеймур решил и сам научиться проповедовать, поступил в библейскую школу. Здесь из-за тяжело перенесённой оспы лишился левого глаза и вынужден был использовать стеклянный протез. Через несколько лет рукоположен для служения, и поскольку своего прихода у него не было, отправился путешествовать по Соединённым Штатам в качестве странствующего миссионера.

Добравшись до Хьюстона, где только открылась школа Чарльза Пархема, он упросил гуру взять его в студенты.

Уильям Джозеф Сеймур
Уильям Джозеф Сеймур

Законы южных штатов запрещали Сеймуру находиться в одной аудитории с другими слушателями ввиду его расовой принадлежности. Но учитель нашёл выход: поставил для Уильяма стул в коридоре, чтобы тот слушал лекции сквозь открытую дверь.

Побег в Лос-Анджелес

Спустя месяц после начала обучения молодого проповедника пригласили служить в новом протестантском храме Лос-Анджелеса. Пархем воспротивился — он рассчитывал заручиться поддержкой ученика и с его помощью привлечь к новой вере больше темнокожих адептов. Оправдать нежелание расставаться с Сеймуром было просто: на него ещё не снизошла небесная сила. Однако Уилли понимал, что может упустить шанс, потому спустя несколько дней сбежал от учителя  в «город ангелов».

Чем опасна секта? Запрещенные секты в России. Читайте также
Жизнь в мире или во Христе? Откровения священника Читайте также

Когда в Лос-Анджелесском приходе Уильям Сеймур произнёс первую проповедь о «говорении на иных языках», община освистала новое учение и изгнала горе-пастора. Только семья Ли пожалела его и дала пристанище. Некоторое время в их жилище собирались те, кто доверился Сеймуру. Спустя пару месяцев хозяин дома и прихожанка Дженни Эванс Мур «заговорили на языках». Весть об этом распространилась по округе. Люди уверовали в чудо. Дом не вмещал желающих услышать «пророка божьего». Потому община обосновалась в захолустном районе города по адресу Азуза Стрит, 312, в полузаброшенном здании, где раньше действовала протестантская миссия. Здесь произошло так называемое «великое пробуждение».

В 1909 массовые службы на Азуза Стрит запретили, однако Сеймур продолжал проповедовать, где только мог. А в 1915 году принял сан епископа.

Умер лидер движения от сердечной недостаточности, ему было 52. После этого храм снесли, и миссия в Лос-Анджелесе прекратила своё существование.

Пробуждение на Азуза Стрит

Здание, которое в 1906 году стало обителью сообщества, представляло собою конюшню со складом. Стены обиты нетёсаными досками и вскрыты извёсткой. Вместо стульев первые прихожане использовали бочки из-под гвоздей. Кафедру пастора заменяли сложенные горкой деревянные ящики. Аренда сарая ежемесячно стоила общине 8 долларов.

Первая служба состоялась в день Святой Пасхи. Местные газеты высмеяли сборище псевдоверующих в сарае. Однако случившееся в Сан-Франциско землетрясение совпало с датой выпуска разгромных статей. Пятидесятники восприняли это как гнев Господен.

Ежедневно Сеймур проводил по три службы, и даже тогда здание не могло вместить заинтересованных. Порядка восьми сотен фанатиков слушали проповедь внутри, ещё около полутысячи снаружи.

Во время служения прихожане вздымали руки к небу и просили благословения, пели песни, раскачиваясь в такт. Многим снисходил «Святой Дух». Одни катались по полу, другие выкрикивали «молитвы» неизвестными языками, третьи теряли дар речи. Вопреки действующим американским законам в едином порыве смешивались белые и темнокожие, богатые и бедные, мужчины и женщины. Количество последователей росло лавинообразно. И как лесной пожар, культ охватил сначала Америку, а затем и зарубежные страны.

Особенности вероучения

Что же проповедуют последователи культа? В основе всего лежит своеобразное прочтение Библии и придание некоторым стихам особого значения. С их точки зрения покаяния недостаточно для спасения души. Есть ещё вторая ступень – когда верующий начинает говорить на иных языках. Это не просто один из Божьих даров, а подтверждение «крещения Господом».

По сути, нужно быть крещёным дважды: после совершеннолетия принять водное крещение, а второе заслужить во время обращения к Богу.

Это единственная непоколебимая догма ХВЕ. Доктрины у сектантов не существует – каждая отдельно взятая община может трактовать Священное писание так, как посчитает нужным. Внутри секты пятидесятников часто случаются расколы, споры и конфликты. За вековую историю выделилось несколько основных деноминаций христиан веры евангельской.

Змеиная церковь

1910 – в штате Тенесси среди прихожан-пятидесятников зародилось модное движение snake handling или «держание змей». Священник Джордж Хенсли во время проповеди достал из ящика гремучую змею и, подержав над головою, под страхом вечных адских мук заставил всех прихожан брать в руки опасное пресмыкающееся. К этому его сподвигли стихи Евангелия от Марка:

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей».

На служения стали приносить диких ядовитых змей, и демонстрировать, что истинно уверовавших они не жалят.

По статистике более 100 американских церквей сегодня продолжают данную практику.

Омовенцы

Отличие этой деноминации в том, что они стали практиковать омовение ног перед ежемесячным причастием. Руководствовались библейскими мотивами о тайной вечере, перед которой Иисус Христос омыл ноги своих учеников. Радикальные омовенцы считают упоминание об этом в Библии прямой заповедью. Только соблюдающие её спасутся в жизни вечной.

Секта «Свидетели Иеговы» — кто это и чем опасны Читайте также
Исповедь бывшего сектанта Читайте также

Единственники

Выступающий в ходе конференции Ассамблеи Бога в 1914-ом канадский пресвитер Роберт Маклистер отверг существование триединства Бога-отца, сына и Святого Духа. Трактуя Евангелие, священник пришел к выводу, что Бог один, просто он являлся людям под разными именами. За осквернение Троицы его изгнали. Но Маклистер не растерялся и создал отдельное течение, насчитывающее теперь больше 2,5 млн последователей, в том числе несколько крупных церквей в России.

«Иные язЫки»

Чарльз Пархем настаивал: ощутившие воздействие Творца люди заговорят по-французски, по-немецки, по-испански или любым другим человеческим языком. Когда на служении у Сеймура он услышал из уст прихожан нечленораздельные бормотания и дикие возгласы, Чарльз был уверен, что это не дар Всевышнего, а происки нечистой силы. Сеймуру всё же удалось убедить значительную часть сектантов, что любые проявления глоссолалии (неосмысленная, нечленораздельная речь) свидетельствуют о вобожествлении человека.

Тем не менее, есть такие ХВЕ-церкви, которые до сих пор считают глоссолалию ересью.

пятидесятники в россии

Признаки пятидесятников

Псевдоконфессиональное движение имеет несколько черт, заменяющих доктрину:

  • духовное крещение производится наложением рук священника, познавшего дар Божий, или в массовой молитве;
  • евангелизация сопровождается говорением на «ангельских языках»;
  • к Дарам Божьим относятся кроме духовного крещения также дар исцеления и дар пророчества;
  • проповедуется учение о благочестии, запрещающее адептам курить, употреблять спиртное, играть в азартные игры, прелюбодействовать и хулить злословием;
  • действует закон непротивления злу: сектантам запрещается служить в армии и брать в руки оружие;
  • отрицают существование пророков и святых;
  • лидеры призывают делать пожертвования, но перед единоверцами о тратах не отсчитываются;
  • проводят различные благотворительные акции, стараясь привлечь сторонних людей к церкви. Система вербовки работает в подшефных ХВЕ школах, летних лагерях, медицинских центрах, клубах здоровья и т.д.
Пятидесятники

Пятидесятники и христианство

Позиционируя себя христианами, пятидесятники таковыми не являются. ХВЕ придерживаются только двух таинств: преломление хлеба и водное крещение.

Хлебопреломление происходит по традиции в первое воскресенье месяца. Оно лишь внешне может напоминать таинство причастия, не сопровождается ни божественной литургией, ни исповеданием грехов. Иногда может начинаться с взаимного омовения ног.

В отличие от христиан, которые верят в приобщение к Богу через таинство исповедания, последователи пятидесятничества проповедуют длинный путь к Господу. Он включает две-три (в зависимости от деноминации) ступени:

  1. Покаяние в грехах.
  2. Освящение (знакомство с Богом)
  3. Крещение Святым Духом.

Крестить младенцев запрещено: прийти к вере адепт должен в сознательном возрасте. Однако на воскресные службы детей приводят в храм.

Христиане с большим почитанием относятся к житиям и другим священным преданиям, но пятидесятничество отрицает все источники кроме Библии. Моление перед образами приравнивается к идолопоклонничеству.

Сходство с христианами выражается в почитании Священного писания, признании Святой Троицы и вере в загробную жизнь с раем и адом. В остальном православные считают пятидесятников харизматическими сектантами, а те в свою очередь считают православных и католиков еретиками.

Пятидесятники

Пятидесятники в России

Последователи культа впервые появились на территории Российской империи, когда она доживала последние дни. Миссионеры проникли в страну через Прибалтику и Финляндию. Норвежский пастор Томасс Барратт провёл первую проповедь в Санкт-Петербурге в 1911 году. Кроме «северной» экспансии, сектанты добились весьма значительного успеха в западных регионах Украины.

Большевики запретили секту, но она худо-бедно существовала небольшими общинами в провинциальных городах и сёлах. Изгнанный за лжепророчество баптистский священник Иван Воронаев бежал в США, где набрался «новой веры» и вернулся в Одессу, чтобы пополнить армию сектантов новыми силами. Во все концы СССР они рассылали «благую весть» о том, что на юге Украины «запылал огонь Господен». Однако большую их часть арестовали, а остальные ушли в глубокое подполье.

С принятием закона о регистрации религиозных общин фанатики веры продолжали скрываться. Поэтому, схваченные во время проповедей, они приравнивались к преступникам и получали реальные тюремные сроки.

Сибирская семёрка

В качестве примера борьбы с сектантством можно привести историю «сибирской семёрки». В 1961-ом руководителя Хакасской ячейки Григория Ващенко осудили на 5 лет за незаконные вероучения, наносящие вред здоровью граждан. Такая же участь постигла Марину и Тимофея Чмыхаловых из Черногорска.

В рядах пятидесятников начались панические призывы бросить вверенные приходы и бежать в Америку. Брат Григория Ващенко, Пётр, со своей женой и детьми (всего их было 13) попытались проникнуть на территорию посольства США в Москве. КГБшники их поймали. Выяснилось, что старшие дочери пары, достигшие школьного возраста, не посещали учебные заведения. В их отношении родителей лишили прав, а позже главу семейства арестовали. Девочек поместили в детский дом, остальные вернулись восвояси.

Спустя месяц попытка повторилась, да снова закончилась неудачей и арестами. Так в течение шести лет Черногорские пятидесятники раз за разом штурмовали посольство. Последний штурм был более или менее удачен: их впустили, но отказались предоставить политическое убежище. Семь человек в течение полутора месяцев сидели в холле посольства сначала без еды и питья. Потом над ними сжалились работники дипмиссии: стали подкармливать, организовали ночлег в подвальном помещении. Советское руководство разрешения на эмиграцию так и не дало. В Америке возникло целое движение в поддержку Ващенко и Чмыхаловых. Безрезультатно. Так они прожили с июня по декабрь.

пятидесятники в СССР
Антонина Ващенко с детьми в аэропорту

Накануне новогодних праздников Антонина Ващенко, мать семейства, объявила голодовку. Через 11 дней истощённую женщину доставили в больницу, а затем самолётом снова отправили в Черногорск. Тоня решила организовать акцию протеста, вывесив над крышей дома нарисованный собственноручно американский флаг. Она не знала, сколько звёзд содержит стяг вожделенного государства, потому ограничилась тринадцатью – по количеству своих детей. Когда милиционеры попытались снять полотно с крыши, в ожесточённую борьбу вступили малолетние дети Ващенко. Этот цирк продолжался до тех пор, пока американские власти в одностороннем порядке, наконец, решили предоставить «двум семьям верующих» гражданство.

Пятидесятничество сегодня

Всплеск популярности культа случился после распада СССР, когда конституцией страны была закреплена свобода вероисповедания. Из соседствующих с РФ Украины и Белоруссии, а также из Европы сюда хлынули полчища проповедников.

Сегодня в РФ действует три основных объединения ХВЕ и множество независимых общин. Пятидесятники в России – одна из самых многочисленных сект, к ней примкнуло более 300 тысяч граждан страны.

секта пятидесятников
Пятидесятники

Являются ли пятидесятники сектантами?

Официально в РФ деятельность религиозной общины не подпадает под определение запрещённых законом сект. Собрана недостаточная доказательная база для проведения соответствующей процедуры, а также невозможно классифицировать множество деноминаций в рамках одного религиозного объединения. Тем не менее, отрицать очевидное нельзя: в секте воздействуют на психическое состояние адептов. Поэтому структурами центральной государственной власти им запрещены массовые собрания, аренда зрительных залов, распространение религиозной литературы, а также введён ряд других ограничений.

Пятидесятники
Довольный
Довольный
0 %
Грустно
Грустно
13 %
Восхищён
Восхищён
13 %
Уснул
Уснул
25 %
Сердитый
Сердитый
38 %
Удивительно
Удивительно
13 %
Поделиться:
Вадим Бестужев
Вадим Бестужев. 40 лет. Закончил СЗИУ РАНХиГС (бывш. СЗАГС), факультет социальных технологий, кафедра журналистики и медиакоммуникаций, бакалавр. Считаю, что сила в слове.